Исключительно на базе публичной собственности могут создаваться

Содержание

Публичная собственность – что это такое?

Исключительно на базе публичной собственности могут создаваться

После распада Советского Союза вся недвижимость, расположенная на территории бывшей РСФСР и нынешней России, отошла нашему государству. Имущество других вновь образованных государств на территории постсоветского пространства перешло, соответственно, этим странам.

Но в новом режиме предусматривались определенные ограничения государства по вопросам владения своим имуществом. Часть земель передавалась в руки граждан. Таким образом, появилась частная собственность и публично-правовых образований. Это чья собственность? Узнаем из статьи.

Значение

Одной из самых важных функций государства служит обеспечение удовлетворения потребностей общества, так как в одиночку человек не может этого сделать. Что значит публичная собственность? Это необходимый элемент общественной структуры. На его базе формируются государственные доходы, без которых невозможно само существование данного института.

Описание

Чтобы лучше понять экономическую составляющую данного понятия, выделим следующие характеристики:

  • Рассматриваемая собственность осуществляет задачи по реализации государственных интересов путем аккумулирования и перераспределения части национального дохода.
  • Охватывает пространство рынка, неинтересное субъектам частной собственности из-за: больших издержек, малой прибыли, существенных рисков, где не обеспечивается успешное производство, где деятельность сопровождается с большими потерями (или имеется риск таковых) и угрозами существования всего общества.
  • Из-за публичного интереса управление выстраивается с учетом реализации главных социально-экономических интересов.
  • Двойственная природа публичной собственности раскрывается в рыночном и нерыночном характере. Поэтому оценка успешности применения соответствующих субъектов опирается на социально-экономические составляющие, а не только на экономические моменты.

Понятие

Что значит публично-правовая собственность? В это понятие входит право страны и его субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При этом в случае с публичной собственностью предусматриваются следующие ограничения:

  • Соответствующие правомочия не реализуются в пользу определенных граждан, кроме социальной поддержки уязвимых категорий.
  • Полученная прибыль используется для покрытия социально-экономических интересов общества.
  • Порядок пользования и отдельные случаи должны отражаться в нормативных актах и являться доступными для ознакомления любым лицам.
  • Только люди, уполномоченные народом и законами, распоряжаются данным имуществом.

Как видно, ограничения установлены с целью предотвратить злоупотребление полномочиями властных структур. Кроме того, по Конституции, публичная собственность принадлежит всему обществу целиком, а не определенным госструктурам и должностным лицам. Перечень указанных ограничений расширяется или сокращается в зависимости от вида данной собственности.

Права на землю

Государство представляет собой систему госорганов. В субъектах РФ власть представляется регионами. Также она принадлежит и муниципальным образованиям. Это важно понимать, так как к публичной собственности относятся земли как федерации, так и регионов. Но она отличается правовым статусом. К примеру, землями, относящимися к государственной собственности, являются:

  • Земли ООПТ.
  • Приграничных территорий.
  • Путей государственного значения.
  • Места нахождения стратегических ископаемых.
  • Могильники с вредными отходами.
  • Лесные и водные объекты.

Остальные земли являются муниципальными. Ими вправе распоряжаться властные структуры конкретных регионов.

Собственность муниципальных образований

Регионы, так же, как и муниципалитеты, вправе сами распоряжаться собственностью публичных образований. Распоряжение осуществляется в рамках Конституции и других законов страны. Муниципалитеты распоряжаются следующими наделами:

  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Населенных пунктов, которые не принадлежат частным лицам.
  • Запаса.

Чтобы обеспечить интересы общества, в ряде случаев земельные участки могут изъять, чтобы перевести в публичную собственность. Это осуществляется посредством проведения процедуры:

  • Национализации.
  • Конфискации.
  • Реквизиции.

В отличие от остальных способов, конфискация осуществляется только в случае незаконного владения, установленного положениями Гражданского кодекса.

Права муниципалитетов касательно публичной земельной собственности ограничиваются территориями данных образований. Вмешиваться в процессы, происходящие в других субъектах, они не вправе.

Появляющиеся споры разрешаются посредством федеральных уполномоченных инстанций.

Отличия публичной и частной собственности

Основная особенность рассматриваемого вида собственности заключается в отсутствии определенных лиц, которым принадлежат земельные наделы. Согласно Конституции, публичное имущество принадлежит непосредственно народу.

Блага же от ее эксплуатации служат с целью исполнения обязанностей государства перед его гражданами. Частной собственностью вправе распоряжаться именно определенные лица.

Они могут пользоваться и благами, которые получены как результат пользования землей.

К другим отличиям обоих видов собственности относят:

  • Рассматриваемый вид собственности не облагается налоговым сбором, в отличие от частного.
  • Публичные земли не передаются частным лицам, кроме случаев, которые предусмотрены федеральным законодательством. А вот частные земли – передаются.

Собственность публично-правовых образований не может передаваться ни отдельным иностранным гражданам, ни целым государствам, кроме тех земель, где обустраиваются консульства и посольства.

Последние относятся к территории (политической) других стран. Частные земли могут продаваться иностранным гражданам без ограничений.

Регламентирование формы собственности участка земли осуществляется посредством применения статей 15 и 16 Земельного кодекса.

Права частных лиц на публичные земли

При владении собственностью публично-правовых образований участка, частные лица получают определенную выгоду. Например, прибыль, которая получена по результатам коммерческого пользования данных наделов, может быть направлена на развитие инфраструктуры, а также на защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Помимо положительного влияния на общественную жизнь, частные лица сами пользуются соответствующими землями. Это осуществляется по праву аренды и приватизации. Эти правила действуют касательно земель сельхозназначения, а также территорий населенных пунктов. Данные участки, находящиеся в аренде, в будущем могут быть приватизированы по согласованию с местной администрацией.

Особый правовой статус имеют земли запаса. На данную территорию, предоставленную частным лицам, устанавливаются налоговые и другие льготы.

Обычно это связано с тем, что такие земли не ухожены и не являются пригодными для пользования в каких бы то ни было целях. Но тот, кто берет их в аренду или приватизирует, занимается обустройством территории.

А это является выгодным для рационального земельного использования.

Порядок пользования

Право публичной собственности не ограничивается пользованием. Основное обеспечение заключается в направлении соответствующих результатов на общественные нужды. Но вот порядок пользования регламентируется нормами Земельного кодекса. Для получения соответствующего права им следует выполнить следующие действия:

  1. Направить заявление на получение земли в аренду.
  2. Выиграть аукцион.
  3. Заключить договор.
  4. Зарегистрировать его в Росреестре. Но даже если арендатор этого не сделает, администрация подаст документы.

Землей можно пользоваться согласно установленному целевому назначению. К примеру, в собственность публично-правовые земли под ИЖС приобретаются с целью последующего возведения на них частного дома.

Государственная и муниципальная собственность жилья

Выше мы рассматривали соответствующую собственность в виде земельных наделов. Теперь остановимся немного на вопросе о жилье. Оно также может принадлежать кому-то на правах государственной или муниципальной собственности.

В первом случае в качестве субъектов права выступают Российская федерация и территории, которые входят в ее состав (область, край, республика). Во втором случае эта роль принадлежит муниципалитетам, которые выступают в виде отдельных участников имущественных правоотношений, со своим публично-правовым статусом.

К субъектам муниципальной собственности относятся сельские и городские поселения, а также другие муниципальные образования.

Преимущества

Основная часть лиц, пользующихся публичной собственностью на основании аренды, стремятся поскорее ее оформить в собственность. Однако не всегда стоит торопиться это сделать. На примере с муниципальной квартирой рассмотрим преимущества жилья, принадлежащего кому-либо на основании договора социального найма. К таковым относятся следующие:

  • Отсутствие налоговых платежей на недвижимость. С собственников же взимается сбор в размере от 0,3 до 2% от кадастровой стоимости жилья.
  • Возможность улучшения жилищных условий. Если квартира не соответствует установленным нормам, то в будущем жильцы смогут получить жилье большей площади.
  • Если квартира утрачивается по независящим от нанимателя причинам (например, вследствие пожара или землетрясения), то государство обязано предоставить другое жилье.
  • Передать право владения государственной квартирой другому человеку просто так не представляется возможным. Поэтому мошенники в этом случае остаются бессильными.

Собственность публично-правовых объектов была особенно распространена во времена Советского Союза. Но и сегодня остается немало жилых домов, которые принадлежат государству. Как видно, существует целый ряд преимуществ, которые дает жилье, предоставленное по договору социального найма.

Говоря о муниципальном жилье, нельзя не отметить также и минусы. Рассматриваемые квартиры обладают двумя существенными недостатками.

Первый заключается в невозможности продать, подарить или передать по наследству жилье, так как собственником является государство. Таким образом, именно оно распоряжается дальнейшей судьбой недвижимости.

Второй минус в том, что имеется риск лишения жилой площади. Если наниматель нарушает закон, то его вправе выселить без возможности предоставления другого жилья.

В случае же вынужденного выселения добросовестных граждан им предоставляется другая жилплощадь. Однако в случае с собственником выселение вообще не может осуществляться.

Для того чтобы обрести полные права на квартиру, ее необходимо приватизировать. Но если жилье является аварийным, то не стоит спешить, так как в этом случае ничего не будет предоставлено взамен него.

Заключение

Что значит “собственность публичных образований”? Это такой же объект гражданских отношений, что и частная недвижимость. Но в отдельных случаях она служит предметом публичных отношений. Это возможно при наличии соответствующих политических, социальных и экономических условий.

Публичная собственность имеет целый ряд ограничений, которые направлены на предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц, а также на рациональное пользование землей или иных объектов. Она имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому при возможности выбора гражданин может взвесить все за и против, чтобы принять оптимальное для себя решение.

Источник: https://FB.ru/article/475436/publichnaya-sobstvennost---chto-eto-takoe

Публичная собственность в гражданском праве

Исключительно на базе публичной собственности могут создаваться

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д.

(касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования.

Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями.

Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения.

Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства.

В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/

Исключительно на базе публичной собственности могут создаваться

Исключительно на базе публичной собственности могут создаваться

Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство. Участие публично-правовых образований в имущественном обороте Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота.

В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении. Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением.

Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Внимание

Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами.

Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Право собственности публично правовых образований: особенности

Публично-правовые образования имеют право делать вклад в уставной капитал частных компаний или выкупить часть доли.Кроме указанных выше правоотношений, публичные организации могут участвовать в делах наследования, например приобретать выморочное имущество.
Унитарные предприятия создаются исключительно на базе общественной собственности.

Важно

Государственные органы несут ответственность за осуществляемые правоотношения.

Если происходит удовлетворение обращения взыскания, претензии лица удовлетворяются из бюджета или за счёт общественного имущества.

В них говорится о праве приватизации, выделения из федерального владения на безвозмездной основе и возможности аренды имущества.

Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади.
Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти. Плюсы есть и они очевидны Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:

  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир.

Что означает публичная форма собственности земельного участка

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ.

Приведем несколько примеров. Пример №1 Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли.

Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность. Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом.

Критерии и способы разграничения публичной собственности

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы.

Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17 этой главы.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица.

Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам.

Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам.

§ 3. право собственности публично-правовых образований

Законодательством предусмотрены разные формы собственности.

Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан.

Рассмотрим ее особенности. Что означает «собственность публично-правовых образований»? Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами.

Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества.

К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

Земельный участок. публичная форма собственности

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Звоните: +7(499)703-35-33 доб. 664 Это быстро и бесплатно!

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам. Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан.

Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд.

Источник: http://kvirinal.ru/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности

Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности.

Что означает «собственность публично-правовых образований»?

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Особенности реализации права

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Источник: https://usbufaru.com/isklyuchitelno-na-baze-publichnoy-sobstvennosti-mogut-sozdavatsya/

Собственность публично-правовых образований – что это значит

Исключительно на базе публичной собственности могут создаваться

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).
Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство.

РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Понятие и виды публичной собственности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Что такое собственность, ее виды и формы

В системе экономических отношений непременно в качестве основы выступают различные виды собственности. Именно они влияют на экономику, политическую обстановку в стране, идеологию и другие важные части жизни населения.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей.

Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д.

При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли.

Распоряжение землей

Для распоряжения государственным и муниципальным имуществом создана специальная правовая основа. Главное отличие государственной собственности от частной заключается в том, что объекты государственного имущества могут использоваться только в соответствии с целевым назначением этих объектов.

Так, органы местного самоуправления вправе использовать принадлежащие муниципалитету земельные участки исключительно для решения проблем населенного пункта.

Посмотрите видео. Виды права собственности:

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству.

Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом.

При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств.

В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры.

В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации.

Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Передача полномочий

Собственник (государство, муниципалитет) может передавать права на земельные участки, в том числе и частным лицам, имея для этого основания и правильно оформив передачу. Передаче земли уделяется особенное внимание, так как это самый ценный природный ресурс.

К тому же, помимо грунта на участке могут быть еще и природные ископаемые или объекты строения.

Оборот земельных ресурсов находится по строгим контролем, но все же передача площадей от одного собственника другому возможна, даже передача недр частным лицам. Для такого процесса организовываются торги.

Государство может отдавать землю профильным предприятиям для их работы, хозяйственной деятельности. Передавать права на землю можно полностью (она становится постоянной собственностью) или частично (для аренды).

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Источник: https://tbti.ru/zemlya/publichno-pravovaya-sobstvennost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.