Исключительное право на приватизацию земельного участка

Вс подтвердил возможность приватизации земли под капитальным строением

Исключительное право на приватизацию земельного участка

Интересное дело о земле под личным гаражом недавно пересмотрел Верховный суд. Разъяснения действующих законов в спорах по “гаражным” проблемам могут быть полезны многим автовладельцам.

В нашем случае питерец, он же собственник гаража, обратился с иском к администрации своего муниципального образования.

Дело в том, что чиновники отказали гражданину в просьбе передать ему в собственность землю под его гаражом.

Они ответили человеку, что дать ему землю никак невозможно, потому что его гараж находится на неделимом участке земли, а блок гаражей, один из которых его – это единый объект недвижимости.

Владелец гаража посчитал, что такой ответ чиновников противоречит Земельному кодексу, и обратился в суд. Но там его ждало разочарование – городской суд, а вслед за ним и областной истцу отказали. Тогда он пошел дальше и выше – в Верховный суд. Там его дело перечитали и сказали, что местные суды были неправы.

Что увидела в деле о земле под личным гаражом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда?

В России запретили аресты бизнесменов по экономическим делам А увидела, что гараж жителя Санкт-Петербурга родом из Ленинграда, потому как построен был еще в середине 80-х годов прошлого века. А уже в наше время, в 2012 году, владелец пошел в суд и попросил права собственности на гараж.

И получил его, зарегистрировав гараж как индивидуальный объект недвижимости. Спустя несколько лет гражданин попросил отдать ему и землю под гаражом. Местные суды удовлетворить просьбу дружно отказались.

Их аргументы звучали так: гаражный бокс настырного истца находится в едином массиве гаражей на неделимом участке земли.

Про эти выводы Верховный суд сказал, что они сделаны с “нарушением норм права”. Вот аргументы Верховного суда.

Исключительное право 
на приватизацию участков имеют собственники зданий, стоящих на такой земле

По статье 36 Земельного кодекса (в редакции, которая действовала на момент спора) выходит, что граждане или юридические лица, имеющие в собственности или в управлении здания или сооружения, которые стоят на участках государственной или муниципальной земли, приобретают права на эти участки.

Исключительное право на приватизацию участков, их аренду имеют собственники зданий, стоящих на такой земле, в порядке, предусмотренном законодательством. По Земельному кодексу (статья 28) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юрлиц участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для строительства.

Исключения – прописанные в законе изъятия участков из оборота или резервирование их для госнужд. К нашему случаю это отношения не имеет.

А еще в законе сказано – не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юрлицам участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральный закон разрешает передавать эти участки в собственность.
Верховный суд запретил лишать прав водителей, не заметивших аварию

Из всех перечисленных норм закона Верховный суд делает вывод – право на приобретение в собственность участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких участках, и в реализации такого права не может быть отказано. Исключения – случаи, предусмотренные законом. В нашем случае гражданин является собственником капитального строения – то есть гаража.

Оценка возможности раздела или изменения участка должна решаться с учетом требований Земельного кодекса (статья 11).

Там сказано, что не допускается образование участков , если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на них объектов недвижимости.

Земельный кодекс еще определил предельный минимальный размер участка. В нашем случае суды не стали его устанавливать.

В статье 56 Гражданского кодекса записано, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается. Суд должен определить, какие обстоятельства важны для дела, какая сторона должна их доказывать, и вынести эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-то из них не ссылались.

В нашем случае суды, делая выводы о неделимости участка, никак свой вывод не обосновали и не привели доказательств того, что в результате передачи в собственность гражданину участка под его гаражом такой земельный участок не может использоваться в соответствии с категорией и видом разрешенного использования.

Суд велел дело пересмотреть.

Источник: https://rg.ru/2016/11/15/vs-podtverdil-vozmozhnost-privatizacii-zemli-pod-kapitalnym-stroeniem.html

Исключительное право на приватизацию земельных участков – в 2020 году, кто имеет, бесплатное

Исключительное право на приватизацию земельного участка

С приватизацией недвижимого объекта сталкивается каждый владелец в тот момент, когда необходимо совершить сделку с имуществом.

Например, ему нужно оформить договор купли-продажи, передать участок в дар или по наследству. Без вступления в права собственности на объект все эти мероприятия с объектом будут невозможны.

Проведение приватизации земельных наделов имеет свои особенности, которые будут зависеть от категории земли.

Важным моментом является факт, что обладание исключительным правом не означает, что приватизация будет проведена без оплаты услуги. В случае если бесплатная процедура не полагается, владелец строения может выкупить надел за процент от стоимости по кадастру.

Что нужно знать

Физические лица имеют право один раз в жизни бесплатно приватизировать земельный участок.

Право на приватизацию они получают в том случае, если земельный надел использовался ими на следующих основаниях:

  • бессрочное пользование;
  • выделение участка в безвозмездную или возмездную аренду;
  • после наследования на пожизненном пользовании.

Не устанавливается определенный срок на оформление приватизации в отношении земель, которые находятся в дачном, гаражном или садовом сообществах.

Если не существует возможности установить, на основании чего надел находится в использовании, его можно приватизировать бесплатно до 2020 года при соблюдении следующих условий:

  • передача земель из муниципального фонда некоммерческой организации была осуществлена до 25 октября 2001 года;
  • земли не были изъяты из оборота или на их пользования не был наложен арест;
  • надел, который планируют приватизировать, не поставлен в резерв для государственных нужд.

Чаще всего препятствием становится факт образования строительного или дачного сообщества после 2001 года. В этом случае приватизировать земельный участок можно только посредством выкупа.

Приватизация дает возможность собственникам участка полноценно распоряжаться им. Они смогут его продать, обменять, подарить родственникам, разделить на несколько частей, возвести строение. Без оформления права собственности все эти действия провести будет невозможно.

Кроме того, земли, которые не были приватизированы, могут быть изъяты государством на свои нужды. При этом никакой компенсации владельцы не получат. Муниципалитет имеет право на наложение ограничения на использование таких участков, изменение их назначения.

Если участок будет оформлен владельцем в собственность, его трудно изъять. Но даже если это происходит, собственнику земли выплатят компенсацию не ниже рыночной стоимости.

Любой собственник должен понимать, что приватизация не только дает право полностью распоряжаться участком, но и возлагает на него дополнительную ответственность. При нахождении участка в аренде гражданин оплачивает только арендную плату.

Как только он становится полноправным собственником, он должен уплачивать налог, на него возлагается ответственность по охране и содержанию объекта недвижимости.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Основания

Процедура приватизации муниципальной и государственной недвижимости проводится в соответствии с ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества». По положениям этого закона граждане обязаны приобрести или взять в аренду земли, которыми они пользуются. Юридические лица должны были реализовать это право до 1 января 2012 года.

У граждан и организаций, которые возвели на используемом участке земли строение, имеются исключительные права на проведение приватизации. Приватизация этих участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса.

В 2005 году Постановлением Пленума ВАС РФ было дано разъяснение, если лицо приватизировало строения сразу с земельным участком до того момента, как вступил в силу Земельный кодекс РФ, у него остается право выкупить землю в собственность или подписать договор аренды, кроме тех случаев, когда приватизировать объект нельзя.

Кто имеет исключительное право на приватизацию земельных участков

Статья Земельного кодекса РФ устанавливает категории граждан, которые имеют особые условия при оформлении приватизации.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют право лица в тех случаях, когда помещение в одном здании принадлежат разным организациям:

  • Если у здания несколько владельцев, они имеют право приобрести участок на равных правах как в собственность, так и взять в аренду.
  • В тех случаях, если помещениями в одном строении одна организация владеет полностью, а другая -пользуется на ограниченных правах, все эти лица имеют право взять участок в аренду. Государственные и муниципальные организации могут владеть участком на особых условиях в качестве ограниченного пользования.
  • Если помещения, которые находятся в здании, принадлежат государственным или муниципальным организациям, то право постоянного бессрочного пользования предоставляется наиболее крупной организации. Остальным лицам участок будет предоставляться в ограниченное пользование.

При рассмотрении первых двух пунктов проводится процедура заключения договора аренды со множественными лицами. Инициаторами подписания договора могут быть не все владельцы, а только часть. Остальные могут вступить в договор в любое время.

В особом порядке решаются вопросы приобретения прав собственности на участки, находящиеся под многоквартирными домами. Если участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2005 года, то он перейдет бесплатно в долевую собственность всех владельцев квартир в многоквартирных домах.

Если формирование надела не было произведено до 1 марта 2005 года уполномоченное лицо на основании собрания собственников должно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании участка.

Образец выписки из ЕГРП

Разъяснение от Минэкономразвития РФ

24.08.2011 было издано письмо Минэкономразвития РФ с разъяснениями об исключительном праве владельца здания на выкуп или взятие в аренду земельного участка, который находится под зданием.

Начиная с 1 января 2012 года, владельцы таких зданий выкупают участки, которыми пользовались на праве аренды, по ценам, установленным Федеральным законом. Это правило действует в том случае, если с 2001 по 2012 года в отношении этих земель было проведено переоформление бессрочного права на право аренды.

В письме дается разъяснение. В соответствии с новым Земельным кодексом приватизация зданий и сооружений не производится без одновременной приватизации земельных участков, на которых они возведены.

Исключение составляют только случаи, когда участки изъяты из оборота или наложено ограничение в их использовании.

Статья Земельного кодекса говорит о том, что исключительным правом на приватизацию земли обладают юридические и физические лица, чьи здания расположены на данных участках.

Такой же пункт содержится в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если граждане являются владельцами имущества, которое не относится к самовольным постройкам, они обязаны взять участок земли, на котором находятся постройки, в аренду либо выкупить их у муниципалитета.

На бесплатное получение земли

За каждым гражданином Российской Федерации закреплено право один раз в жизни воспользоваться бесплатной приватизацией недвижимого имущества. Процедура представляет из себя сложный процесс. Несоблюдение порядка ее прохождения может стать причиной отказа.

Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только в отношении тех участков, которые относятся к категориям разрешенного пользования. К таким видам относятся дачное строительство, ведение огородничества и садоводства.

Для того чтобы оформить право собственности, необходимо обратиться с заявлением в федеральные органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества.

Для проведения процедуры приватизации собственник должен подать заявление, в котором указывается:

  • информация о собственнике посещения с паспортными данными;
  • информация о том, как эксплуатировался нужный участок;
  • размер собственности;
  • цель, для которой земля оформляется в собственность.

К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий наличие прав на приватизацию данного участка.

Кроме того, потребуется предоставить:

  • выписку из ЕГРП;
  • условия предоставления земельного участка;
  • справка из службы кадастра;
  • нотариальное согласие супруги или супруга, если заявитель состоит в браке.

Скачать образец выписки из государственного кадастра недвижимости

После подачи документов в течение 30 дней проводится их проверка. Заявителю потребуется вызвать на объект кадастрового инженера, который сделает необходимые измерения. После вынесения решения можно подавать документы для окончательной регистрации в Росреестр.

Оформить участок в собственность, на котором находится частный дом, можно только в том случае, если у заявителя имеются правоустанавливающие документы на строение.

Участвовать в приватизации могут все собственники дома. В связи с этим все, кто имеет право на приватизацию земельного участка, должны предоставить письменное согласие.

Оформить землю не удастся, пока не будут составлены заявления от всех владельцев.

Невозможно оформить в собственность участки, принадлежащие паркам, заповедникам, находящиеся под контролем силовых структур.

Что делать при нарушении

В судах часто рассматриваются иски от собственников недвижимости, которые пытаются отстоять свое право на земельный участок, на котором расположено здание. В арбитражных судах часто встречаются дела, когда из государственной организации в результате реорганизации образовывались ОАО или ЗАО. Эти организации приватизировали земельные участки.

Встречаются ситуации, когда из одного государственного предприятия образовали два или более ОАО. Каждое из них получило строения в виде имущества, а земельные права переданы только одной организации.

Компании, имеющие в собственности здания, продают их. ОАО, которому передаются права собственности на земельный участок, приватизирует его полностью, нарушая тем самым статью Земельного кодекса. Судебные процессы по таким делам проходят тяжело.

Без обращения в суд решить вопрос не удастся.

Судебная практика

Исходя из судебной практики, исключительным правом на приватизацию земельного участка наделяются граждане и организации, у которых имеются на данном участке строение. Приватизация такой земли осуществляется на основании Земельного кодекса РФ.

В данном случае не применяется пункт, который содержит запрет юридическим лицам, у которых доля в уставном капитале субъектов и муниципальных образований более 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество, на котором расположены строения, находящиеся в их собственности.

Приватизация земельных участков, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, производится бесплатно в случае, если участок находится в дачном или садовом сообществе. Остальные категории земель приватизируются на основе выкупа. Приватизация дает право владельцам полноценно распоряжаться земельным наделом.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/iskljuchitelnoe-pravo-na-privatizaciju-zemelnyh-uchastkov/

Можно ли приватизировать земельный участок

Исключительное право на приватизацию земельного участка

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Приватизация земельных участков гражданами

Исключительное право на приватизацию земельного участка

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Какие граждане имеют исключительное право на приватизацию земельных участков

Исключительное право на приватизацию земельного участка

Исключительное право на приватизацию земельных участков позволяет собственнику упростить процедуру регистрации. Потребуется она в том случае, когда владелец недвижимости решится продать свой надел или передать его по наследству.

Нюансы предстоящей приватизации будут зависеть от того, к какой категории принадлежит участок. Доступны два варианта развития дальнейших событий.

В первом  — собственник обладает исключительным правом, во втором — приватизирует на общих основания.

Основные моменты

Физическому лицу только единожды за всю свою жизнь возможно осуществить приватизацию бесплатно. Таким правом можно воспользоваться при условии использования надела по следующим основаниям:

  • использовался бессрочно;
  • участок был выделен в аренду: возмездную или безвозмездную;
  • надел достался в результате наследования и находился у предыдущего владельца на пожизненном владении.

Конкретный срок для оформления приватизации не оформляется в том случае, когда земли используются в гаражном, дачном или садовом сообществе. В настоящее время бесплатной приватизации подлежат следующие наделы:

  1. переданные некоммерческим организациям из фонда муниципалитета до 25.10.2001 года;
  2. земля не подвергалась изъятию из оборота, а также не была арестована;
  3. надел не состоит в резерве для госнужд.

Основным препятствием в настоящее время является создание дачных сообщество позднее предписанного законом срока — 2001 года. Тогда на помощь может прийти только выкуп надела.

Приватизация наделяет собственника надела правом свободного распоряжения свои имуществом. После указанной процедуры становится возможной продажа, обмен, дарение, возведение строений или деление одного земельного участка на несколько небольших наделов.

При отсутствие прав собственности все вышеперечисленные действия станут невозможными.

При отсутствии приватизации всегда есть риск изъятия надела государством для реализации им собственных нужд. В таком случае владелец полностью лишится земли и возможности получить компенсацию. Муниципальные органы могут воспользоваться своим правом наложения запрета на пользование таким участком, а также полностью изменить его назначение.

Надлежащим образом оформленный в собственник участок изъять практически невозможно. Если земля все таки понадобится администрации, то за нее выплатят компенсацию. Исчисляться она будет в пределах рыночной цены надела.

Приватизация принесет за собой не только права, но и определенные обязанности. Если до этого участок находился под арендой, то единственной тратой была арендная плата.

Теперь же за приватизированную недвижимость придется платить налог и содержать ее в надлежащем виде за счет собственных средств.

Процедура

По приватизации разработан ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества». В соответствии с нормами указанного закона у граждан возникает обязанность приобрести в собственность или оформить арендные отношения на надел, пользование которым они осуществляют.

В случае если бесплатная процедура не полагается, владелец строения имеет право выкупить надел за процент от стоимости по кадастру. Юридическим лицам надлежало осуществить указанные действия в срок до 01.01.2012. До вступления в силу ЗК строения приватизировались совместно с земельными участками.

Обладатели исключительного права на приватизацию земель

Тех, кто может рассчитывать на особое отношении к себе при приватизации наделов определяет Земельный кодекс. Исключительным правом приватизировать землю можно воспользоваться в следующих случаях:

  • Здание принадлежит нескольким владельцам. Каждый из них обладает одинаковым правом на приобретение в собственность или оформление аренды на землю под этим зданием;
  • Государственные или муниципальные органы владеют наделом в особом порядке при ограниченном пользовании;
  • Помещения, находящиеся в здании являются государственной или муниципальной собственностью. Правом пользоваться землей под этими помещениями бессрочно может самая крупная организация. Другие же получат надел под зданием лишь в ограниченное использование.

Участки, расположенные под многоквартирными домами, находящиеся на кадастровом учете после 01.03.2005, переходят в бесплатную долевую собственность между всеми владельцами квартир.

Земля, сформированная до указанного срока, перейдет в общедолевую собственность только в том случае, если этот вопрос будет решен общим собранием жильцов.

Также придется подать соответствующее заявление в местное самоуправление.

Нюансы процедуры

Каждый гражданин РФ может единожды в своей жизни воспользоваться правом на бесплатную приватизацию. Процесс будет довольно сложным. При несоответствии в процедуре или несоблюдении ее этапов будет отказано в регистрации. Всю процедуру придется проходить заново. Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:

  • данные собственника;
  • способ эксплуатации земли;
  • размер находящегося в собственности надела;
  • цель для будущего использования земли после оформления на нее приватизации;
  • выписка из регистрационной палаты;
  • справка о тех условиях, на которых наделом пользовались ранее;
  • справка от кадастровой службы;
  • согласие супруга или супруги, заверенное нотариусом (если надел был приобретен в браке).

Заявление не будет принято без подтверждающих право собственности на надел документов. На рассмотрение заявления и приложенных к нему документов у специалиста будет 30 дней. На плечи заявителя ляжет обязанность вызова на объект инженера кадастра для осуществления необходимых измерений.

Распоряжение участком невозможно без его приватизации. Самым простым способом является возведение на нем дома. После того, как на дом получены все правоустанавливающие документы, так сразу же можно приступать к оформлению в собственность земли под ним. Под запрет приватизации подпадают парки, заповедники и земли силовых структур.

Источник: https://prozemlu.ru/kakie-grazhdane-imeyut-isklyuchitelnoe-pravo-na-privatizatsiyu-zemelnyh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.