К федеральной собственности относятся земельные участки
Содержание
- 1 Что такое право государственной собственности на землю?
- 2 Федеральная собственность на землю
- 2.1 Понятие федеральной собственности
- 2.2 Законодательство
- 2.3 Основания для возникновения
- 2.4 Земли федеральной собственности
- 2.5 Процедура разграничения федеральной собственности на землю
- 2.6 Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
- 2.7 При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
- 2.8 Особенности передачи
Что такое право государственной собственности на землю?
Понятие «собственность» указывает на принадлежность материальных объектов гражданам, юридическим лицам или государству.
Каждый владелец имущества должен понимать значение понятия и знать на какие законодательные нормы следует опираться при отстаивании собственных интересов, оформлении имущества или поиска будущего объекта.
В статье рассмотрим что такое право государственной собственности, что относится к участкам федеральных, муниципальных владений, как происходит оформление и прекращение прав.
Понятие
Это право государства РФ и его субъектов на владение земельными участками. К таким не относятся площади, принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципалитетам.
Распоряжаются государственными территориями уполномоченные государственные органы в рамках установленной компетенции.
Регулируется весь вопрос следующими нормативными документами:
- п. 2, ст. 214 ГК РФ – определение понятия, этот же вопрос определен ст. 16 ЗК РФ;
- ст. 17 ЗК РФ указывает на основания и причины, по которым государство стало собственником земельных территорий;
- ст. 125 ГК РФ определяет субъектов, которые от имени государства распоряжаются площадями.
Внимание! Создание нового Земельного Кодекса внесло ясность в понятие права государственной собственности земли с учетом государственных уровней.
Федеральная собственность
Такая земля расположена под объектами федерального значения или предназначенная для решения задач Федерации.
Все земли, находящиеся в федеральной собственности определены таковыми соответствующими нормативными документами. При этом государство определяя важность площадей для его нужд опирается на основания ст. 17 ЗК РФ.
К участкам федерального значения относятся:
- Участки, предназначенные для нужд обороны и защиты государственных границ.
- Участки, расположенные под федеральными объектами оборонной промышленности, энергосектора, метеорологическими службами. Находящиеся под трубопроводами, транспортными соединениями различных видов, предназначенные для ангаров и депо.
- В число государственной собственности включены заповедные и исторические зоны, являющиеся носителями памятников культурного наследия.
- Площади, предназначенные для научных и лабораторных исследований, испытаний, полигоны.
Согласно нормам ЗК РФ, государственные владения еще разделены на земли:
- административно-территориального значения (для субъектов государства)
- муниципального значения.
Земли субъектов находятся в рамках определенных территориальных административных единиц, которые имеют полномочия принимать относительно них местные нормативные документы по регулированию и распределению площадей.
Муниципалитеты также обладают правом вести самостоятельное хозяйствование и использовать земли согласно целевому полезному назначению.
Частная собственность
Предназначена для удовлетворения потребностей конкретного собственника, который на законных основаниях владеет ею.
К землям частного значения относятся:
- имеющие целевое назначение, согласно которому их в дальнейшем будут эксплуатировать;
- оборотные и делимые;
- обладающие специальным разрешением.
Справка! Получить такую собственность гражданин или предприятие может только после прохождения установленных законом этапов.
Муниципальное владение ЗУ
Это земельные территории, расположенные в границах отдельных муниципальных формирований.
Сюда относятся следующие земли:
- города;
- районные центры;
- населенные пункты сельского значения;
- обобщение нескольких административно-территориальных единиц и прочие.
Распоряжаются землями органы самоуправления с соблюдением законодательных требований.
Использование площадей происходит для удовлетворения потребностей населения:
- обслуживание коммуникационных путей,
- развитие инфраструктуры,
- выращивание сельскохозяйственных культур,
- взращивание птицы и скота,
- формирование мест для отдыха,
- развитие промышленности в границах области.
Перечень наделов, находящихся в муниципальном владении
Ранее в муниципальную собственность передавались безвозмездно объекты государственного значения. После разделения государственной собственности на федеральную, субъектов и муниципальную, к последним отошли следующие объекты вне зависимости от первичной их формы собственности:
- жилищный фонд и прилегающие к нему территории;
- земли с инфраструктурой, требуемой для обслуживания ЖКХ;
- территории под предприятиями розничной торговли, общественного питания, складскими помещениями, домами культуры;
- земли, находящиеся под школами, детсадами, ПТУ, институтами и прочими образовательными учреждениями;
- площади под объектами здравоохранения за исключением диспансеров и областных больниц.
Также к землям муниципальных образований отнесены территории, необходимые для обеспечения полноценной жизнедеятельности центра, повышения его продуктивности и обеспечения населения работой.
Важно! Согласно ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность может передаваться другому муниципальному образованию или субъектам РФ для решения их глобальных вопросов.
Оформление
Право на участок у муниципалитета возникает после принятия и подписания соответствующего решения на его образование.
Далее необходимо собрать требуемую документацию, для этого обращаются к кадастровому инженеру.
Специалист проведет межевание земли, соберет документацию для постановки на кадастровый учет, подготовит топографическую схему.
Если передать землю в пользование решил гражданин, он может выполнить данную процедуру безвозмездно, для этого достаточно соответствующих оснований и заявления от собственника на отказ от земли.
Основаниями могут стать:
- утвержденный генеральный план у муниципалитета по использованию территорий;
- утвержденный согласно нормам, проект территориального планирования.
Федеральные земли предоставляются муниципалитетам на основании ст. 39.31 ЗК РФ. Осуществляется передача по заявлению главы муниципального образования. Заявка оформляется и направляется федеральному владельцу участка.
Безвозмездное оформление наделов во владение муниципалитета возможно по различным основаниям:
- наличие у муниципалитета официальных генпланов и правил пользования землей, а также застройки этих территорий;
- наличие у муниципалитета официальных схем земельного планирования.
Прекращение правомочий на землю
Детально порядок прекращения права собственности на землю описан в гл. VII ЗК РФ.
Прекращение возможно двумя основными способами:
- добровольно (отказ собственника или отчуждение);
- в принудительном порядке с учетом требований ЗК и ГК РФ.
Внимание! Отказ от имущества может совершить только физическое лицо.
Провести отчуждение в пользу других лиц субъект может на основании положения Гражданского Кодекса о свободном распоряжении имуществом, способом, не противоречащим закону и не нарушающим жизненный уклад других субъектов.
Например, предоставить участок в пожизненное владение, аренду или предоставить под выкуп.
Основаниями прекращения служат:
- законодательные акты со стороны госвласти или местной администрации;
- предоставление земель для строительства;
- предоставление земель для иных целей (к примеру, для ведения ЛПХ);
- приватизация.
Заключение
Право на государственную собственность земли имеет многогранную природу. Оно разделено на несколько видов – федеральный, субъектов РФ и муниципальный.
Последние вправе регулировать собственное хозяйствование отдельными внутренними актами. При этом их права не пожизненные и могут прекращаться в пользу гражданских лиц, предприятий или прочих субъектов РФ для решения их стратегических задач.
Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/gosudarstvennoj
Федеральная собственность на землю
Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.
Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.
Понятие федеральной собственности
Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.
Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:
- В муниципальной собственности;
- В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
- В собственности граждан – физических лиц.
Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.
Законодательство
Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:
- Земельного кодекса (ЗК РФ);
- Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Лесного кодекса;
- Иных федеральных законов и постановлений правительства.
Основания для возникновения
Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:
- Принятия соответствующих законов;
- Разграничения государственных земельных владений;
- Приобретения земель правительством РФ.
В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.
Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.
Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:
- У частных лиц;
- У муниципальных образований;
- У других государств.
Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.
Земли федеральной собственности
Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:
- Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
- Земли органов власти и их представительств;
- Земли казённых и унитарных предприятий;
- Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
- Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
- Земли лесного и водного фондов;
- Земли заповедников;
- Земли обороны;
- Закрытые города;
- Земли резерва.
Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.
Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.
Процедура разграничения федеральной собственности на землю
Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:
- Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
- Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
- Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
- Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.
В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.
Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.
На практике это выглядит следующим образом:
- Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
- Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
- Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
- Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
- Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.
Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.
Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.
Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.
Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:
- При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
- В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
- В целях реализации плана застройки и/или развития территории.
Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:
- Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
- Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
- Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
- Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
- Согласование процедуры передачи;
- Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.
При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.
Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.
В заявлении должны быть указаны сведения:
- О целях передачи земель;
- О кадастровом номере участка;
- О муниципальном образовании.
В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:
Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;
- В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
- Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
- Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.
Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.
Особенности передачи
Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.
Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:
- Земель органов власти и государственных учреждений;
- Земель федеральных казённых предприятий;
- Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
- Особо охраняемых земель и земель лесов;
- Земель особых экономических зон;
- Земель, занятых стратегически важными объектами;
- Переданным субъектам РФ земель;
- Зарезервированных государством земель.
Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:
- Из бюджета муниципалитета;
- Из регионального бюджета.
Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.
Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.
Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html