К неполным семьям не относятся

Содержание

Неполная семья – не приговор?

К неполным семьям не относятся

Семья… Что она для нас? Мало кто об этом задумывается. Между тем, это то, что мы называем емким словом – ВСЁ. С нее начинается наша жизнь.

В ней мы формируемся, и как граждане в том числе. Здесь мы черпаем любовь, воспитываем уважение, привязанность и другие замечательные качества.

А что, если семья неполная? Страшно представить, но такой формат семьи у нас уже не считается бедой. Что может дать такая семья? Ведь подводных камней, угрожающих неполным семьям, слишком много.

Что за камни? Какие советы можно дать родителям, в одиночку воспитывающим детей?

Что такое «неполная семья»? Это семья, где ребенок или несколько детей воспитываются кем-то из родителей.

Особенности воспитания детей в неполной семье

Их много. Ведь оставшемуся родителю приходится решать финансовые, материальные и бытовые проблемы, заменять второго родителя, воспитывать детей, учить с ними уроки и пр. Назовем основные проблемы, которые мешают ребенку развиваться полноценно и даже ломают ему жизнь.

Мать, пытаясь загладить вину перед ребенком за лишение второго родителя, проявляет чрезмерную заботу, чаще выражающуюся в материальных благах. Мол, пусть будет образцовым, даже если нет отца. Ребенка окружает атмосфера часто неискренней любви и чрезмерной опеки.

Чем чревато: Это и психологические отклонения у ребенка, задержка в интеллектуальном развитии, заниженная самооценка, подавленная самостоятельность, противление давлению, пассивность или бунт, влекущий за собой активный уход в неформальные группы.

В противоположность гиперопеке, родитель совершенно отстраняется от воспитания, вымещая на ребенке свои беды и разочаровании, видя в нем причину такой ситуации. Хуже того, начинает настойчиво «искоренять» в чаде унаследованные от второй половинки качества, воспитывать негативное отношение к противоположному полу, злоупотреблять алкоголем, развратничать.

Чем чревато: Не только искажением восприятия жизни ребенком, уходом от реальности, а и глубоким неврозом.

Как свидетельствует статистика, дети из неполных семей начинают хуже учиться, не ходят в школу.

Чем чревато: Сами посудите, что будет, если ребенок не набирается необходимых знаний, а дома им никто не занимается. Это не просто отставание в развитии. Это куча комплексов и, скорее всего, невозможность состояться в дальнейшей жизни.

  • Психосексуальное развитие

Увы, дети в отсутствие родителя не получают возможности видеть полноценное формирование стереотипа поведения своего пола. Например, мальчику, потерявшему отца, негде брать примеры мужского поведения, вот и приходится перенимать женские черты. Девочка в подобной ситуации страдает не меньше, так как отца ей заменяет мать.

Чем чревато: Противоречивым психосексуальным развитием. Вплоть до гомосексуализма. Ведь, по статистике, многие лица с гомосексуальной ориентацией воспитывались в неполной семье.

Причины образования неполных семей

  • Развод. Оказывается, около четвертой части мужчин и женщин разводились хотя бы раз.
  • Рождение вне брака. Еще недавно доля таких детей составляла всего 10-12 %, но цифра увеличивается с каждым днем, а не годом.
  • Смерть родителя. Это не такой уж и типичный показатель, но он существует.

Проблемы, которые могут возникнуть у детей

Исходя из того, что вы сейчас прочитали, несложно сделать выводы о том, что у детей, растущих в неполных семьях, могут появиться проблемы:

  1. эмоционального, психологического или умственного характера (например, могут после расставания родителей относиться к ним агрессивно, или начать бояться потерять единственного родителя);
  2. в школе (из-за неуспеваемости, прогуливания уроков могут быть отчислены или бросить обучение раньше, а потом испытывать проблемы с трудоустройством);
  3. во взаимоотношениях с обществом;
  4. с насилием (физическим, эмоциональным или сексуальным);
  5. с употреблением наркотиков, алкоголя, курением;
  6. с поведением (многие убегают из дома, склонны к асоциальному поведению (даже до заключения);
  7. с представлением межполовых отношений (могут возненавидеть противоположный пол);
  8. с ранними отношениями с противоположным полом (становятся рано родителями, рано разводятся и пр.);
  9. со здоровьем и т.д.

Статистика по недалекому будущему. Она приводит в ужас. Сейчас в такой семье в РФ воспитывается каждый седьмой ребенок. Страшно представить, но скоро две трети детей будут воспитываться с одним родителем. Количество распавшихся семей с каждым годом растет как снежный ком.

Советы родителям неполных семей

Хочется дать один совет – не разводитесь.

Совершив этот шаг, вы не только себя, а и своего ребенка подвергнете большой опасности. Разумеется, есть ситуации, когда расставание оправдано и совершается в пользу детей.

Если дело сделано? Отвлекитесь от себя. Обратите взоры на дочь или сына. И не совершайте ошибок, которые могут трагическим образом сказаться на их психике и дальнейшей реализации в этом мире.

Критика

Думая, что это поможет пережить разлуку, детям часто говорят, что второй родитель такой-сякой. Что бы вы ни говорили, ребенок любит вас обоих. И понимание того, что бывший ваш супруг плох, рождает в нем только ущербность и неуверенность в себе.

Идентификация по полу

Очень тяжко переносят расставание пяти- и семилетние дети. Ведь в этот час они отождествляют себя с папой (мальчик) и с мамой (девочка). Отсюда они начинают понимать свою роль в будущем – женщины или мужчины. Реакция на развод в таком возрасте крайне остра. И дело может кончиться у девочек страхом создания семьи, а у мальчиков — появлением гомосексуальных наклонностей.

Тревожность

Она и другие невротические симптомы больше развиты у детей, выросших без отца. У них также занижен уровень притязаний, зато они становятся грубыми и драчливыми. Не бунтуя против сильной зависимости от матери, часто растут пассивными, вялыми, физически слабыми.

А вообще, многие дети впадают в депрессию, становятся озлобленными. И тревожность в них развивается не только в отношении своей жизни, будущего. Многие считают себя виноватыми в распаде семьи. Ощущение их неполноценности будет преследовать их всю жизнь.

Формирование образа

У мальчика, воспитанного матерью, даже если он стремится утвердиться в мужской роли, редко присутствуют твердость характера, дисциплинированность, самостоятельность, решительность и другие мужские качества. Он, желая лидировать в своей среде, не знает, как общаться со сверстниками, понятия не имеет об истинно мужском назначении и роли.

В итоге, может попасть под влияние старших ребят, стараясь подражать им, как «настоящим мужчинам». А у девочки из-за отсутствия отца может сложиться искаженное представление о мужчине. Поэтому в свое время у нее появится упрощенность в отношениях с мужским полом или большие сложности.

Финансы

Дети из неполных семей часто обделены в этом плане. Поэтому не всегда одеты и обуты, как сверстники, не имеют денег на карманные расходы и пр. Откладывайте средства на ребенка, чтобы у него не было комплексов, но все должно быть в меру.

Дисциплина

Живя без отцовского авторитета, дети становятся недисциплинированными, несоциальными, агрессивными. Поэтому так важно матери давать общаться детям (как мальчикам, так и девочкам) с отцом, который при правильном подходе может изменить ребенка.

Интерес к ребенку

Да, мать одна несет на себе все заботы. Поэтому она так занята. Настолько, что ребенок все время один, а у нее к нему нет никакого интереса. Но, когда дети предоставлены все время самим себе, о них некому позаботиться, они начинают бродяжничать, совершать правонарушения, сбиваться с пути.

Роль родителей

У матери она биологическая, и она в ответе за внутреннюю среду.

А у отца – социальная, он в ответе за социализацию, за то, как ребенку будет в окружающем мире по мере взросления. Не секрет, что среди школьников растет количество психических расстройств, и не школа в основном виновата, а семья, где невозможно снять стресс.

Как преодолеть проблемы неполной семьи

Что можно сделать, чтобы предотвратить опасности или решить имеющиеся проблемы?

  • Постарайтесь привлечь в жизнь ребенка человека противоположного пола, адекватного и авторитетного для него. Прививайте ему правильные половые качества, отправляя в соответствующие его полу кружки и секции.
  • Проводите время с ним. Но не для того, чтобы самому расслабиться. Он нуждается в вас, в вашей любви и заботе.
  • Выясняйте отношения с бывшим супругом без детей.
  • Разводясь, помните, что это событие и для вашего ребенка станет огромным стрессом. Поэтому не рвите отношения с бывшим, напротив, сохраните их, если они не вредят ребенку.
  • Одинокому папе психологи советуют больше чувств проявлять к ребенку, восполняя его эмоциональные потребности, быть терпеливее и любить просто так, а не за что-то, как это бывает в природной мужской любви.
  • Одинокой маме желательно быть по-мужски строгой, требовательной. Но, показывая себя главой семьи, оставаться матерью – любящей, нежной и заботливой.
  • Не отказывайтесь от помощи близких по уходу и воспитанию ребенка.
  • Выделяйте побольше времени для общения, веселья и отдыха; увеличивайте его, если это нужно.
  • Интересуйтесь жизнью и учебой ребенка, его кругом общения, времяпровождением, обращайте внимание на плохие привычки.
  • Не делайте плохих установок в адрес брака или противоположного пола; уточните, что ваша ситуация исключительна.
  • Не переусердствуйте с любовью и заботой, пусть ребенок растет самостоятельным и ответственным.
  • Особое внимание – подросткам. Включите все свои силы, привлеките все авторитеты, помощь родных и близких. Вплоть до консультаций с проверенным психологом.

Это только один пример из жизни

Прожив 15 лет, они расстались. Причина? Лучше указать на точку кипения. Она выгнала мужа, который вытащил ее со дна, не зная другого маршрута «дом-работа-дом». А поменяла его на … подружку. Дети плачут и сейчас, спустя почти год после распада семейства. Папа, когда ты с нами снова станешь жить…

Мать не справляется ни с воспитанием, ни со своей «половинкой», которая посмела уже руки распускать на чужих деток. Отец разрывается между работой, которая позволяет ему платить достойные алименты, и между своими проблемами, которыми постепенно оброс. Ведь надо снимать жилье, ухаживать за собой, ну и т.д.

Итог?

  • Первое, старшая дочь устраивает жуткие демарши. Были опасные группы в интернете, съемки роликов, пропуск уроков, привод в полицию. Мат-перемат. Курит. Пьет. Целуется и водится только с … девчонками. Не исключено, что и сексуальный опыт (это в 13 лет!) был. А что, есть с кого брать пример. Копия своей матери.
  • Второе, средняя дочь. Повторяет во всем старшую сестру. В 10 лет отборный мат из ее уст – это что-то страшное. Надо полагать, что скоро она переплюнет и мать, исповедующую лесбийскую любовь, и сестру, которую не пугает уже ни детдом, ни жуткие перспективы.

Резюме

Да, неполная семья — это не приговор. Жизнь продолжается, и ее надо жить, стараясь следовать советам и специалистов, и мам, прошедших этим горьким путем.

Но! Стоит задуматься над одной простой вещью. Любое неблагополучие в семье чревато все новыми и новыми безнадзорными и беспризорными детишками с изломанными судьбами.

А значит, лишать детей одного из родителей – это преступно? Ведь не факт, что детки, воспитываемые счастливой мамой (или папой), вырастают счастливыми, самостоятельными и проч. Это всего лишь жалкая отговорка тех, кто желает наслаждаться жизнью без второй половинки, не интересуясь тем, как отнесется к этому дитя…

Думается, что общество также не должно стоять в стороне проблемы. Нужны условия для того, что б семейный климат был избавлен от ссор, напряженности и нехватки позитивных эмоций. То есть все для того, чтобы даже в самых несносных ситуациях этот климат не повлек за собой распад семьи…

Karawella

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/nepolnaya_semya_ne_prigovor.html

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/nepolnaya_semya_ne_prigovor.html

Общая характеристика неполной семьи. Виды неполных семей. Проблемное поле неполной семьи. Основные направления, формы и методы работы с неполной семьей

К неполным семьям не относятся

Тема 5. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ

Неполнойназывается семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

К неполным относятся семьи:

-женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

-вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

-родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;

-родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;

-одиноких граждан, усыновивших детей.

Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет дополнительные социальные гарантии.

Для любого типа неполной семьи, где ребенка воспитывает одна мать, характерны из-за дефицита мужского влияния:

– нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

– менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

– затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

– становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются прежде всего в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.

Преобладающим типом семьи сегодняшней остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые неполные семьи.

За основание для социально-демографической идентификации “неполной семьи” принимается ситуация, при которой вследствие различных причин воспитание и уход за ребенком или детьми осуществляет один родитель.

Основными факторами формирования неполных семей, как известно, являются:

– разводы, для большинства детей они являются серьезной травмой, но исследования свидетельствуют, что в конечном итоге он не обязательно приводит к их длительному эмоциональному стрессу или ущербу;

– не компенсируемые последующим вступлением в брак, или раздельное (по разным обстоятельствам) проживание супругов;

-овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка или детей;

-внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, часто такие семьи называют “материнскими”.

Общий объем неполных семей на конкретный период можно оценить по числу зафиксированных распавшихся семей с детьми в органах ЗАГС (разведенные) и по спискам получателей “увеличенных” детских пособий (внебрачные) и пенсий на детей по потере кормильца (вдовьи семьи)и в социальной защиты населения.

Таким образом, к неполным семьям относят семьи с нарушением структуры. Что является препятствием адаптации семьи в социуме.

Неполные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями.

Существуют четыре типа неполных семей, способствующих появлению «трудных» детей :

— семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;

— конфликтные семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

— нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

— педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.

Таким образом, неполная семья относиться к числу семей группы риска, так как нарушается структура семьи и что в свою очередь несет определенные трудности и проблемы воспитания и обучения детей.

Особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между всеми членами неполной семьи в каждой из этих семей, так как от этого зависит процесс формирования личности ребенка, в ней воспитывающегося. Чтобы изучить возможные отношения между взрослыми и детьми в неполных семьях, необходимо знать существующие стили родительского отношения к детям.

В данном случае мы опираемся на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как “целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков”.

В рамках данной работы необходимо рассмотреть существующие классификации стилей родительского отношения. Подробнее остановимся на классификации стилей предложенной Д. Боумридом. На основе своих наблюдений Д. Боумрид выделяет три типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

У авторитетных родителей в неполных семьях инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить.

Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.

Д. Боумрид подчеркивает, что у авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

Следующая классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений “мать – ребенок”: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношенийв общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях.

Другим стилем отношений “мать – ребенок” является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами.

Следующим стилем отношений “мать-ребенок” является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм.

Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так.

В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения “мать – ребенок”. Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.

Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной, на наш взгляд, представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

Первым отклонением в стилях семейного воспитания является гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля.

Вторым несоответствующим гармоничному развитию ребенка стилем воспитания является доминирующая гиперпротекция. Данный стиль воспитания проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях.

Третьим неправильным стилем воспитания А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют потворствующую гиперпротекцию. Так называют воспитание «кумира семьи».

Четвертым стилем воспитания, отрицательно влияющим на формирование личности ребенка, является эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания родители ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются.

Пятый стиль неправильного воспитания наиболее опасен, это жестокие взаимоотношения. Они могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности.

Шестой стиль неправильного воспитания, выделяемый А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером, называется повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, несоответствующих его возрасту.

Следует отметить, что возможно сочетание нескольких стилей отношений в неполной семье.

Для реализации неполными семьями функций социализации, одинокие матери (независимо от их брачного статуса) и их дети нуждаются не только в различных видах материальной помощи, но и в социальном содействии.

Выявление и исследование характера и степени “нуждаемости”, а не формальные признаки структуры и генезиса этих семей необходимы для обоснования и разработки программ и способов социальной и иной помощи.

Социальная норма должна распространяться на всех без исключения детей и рассчитываться, исходя из реальных потребностей детей в питании, одежде, жилище, лечении, образовании, отдыхе и других услугах Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств.

К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=pJwNoZSEwRE

Таким образом, проведенный анализ литературы по данному вопросу позволяет нам еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка.

В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плече одного из родителей.

Источник: https://poisk-ru.ru/s8364t7.html

Неполная семья: социально-экономические проблемы

К неполным семьям не относятся

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.

Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.

Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей.

Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно.

Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины.

Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.

Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации.

Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком.

Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание.

Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.

В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.

Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).

Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.

В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.

Причины неполных семей

Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.

Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.

Каждый 5-й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери.

Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.

Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.

Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы

Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.

Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.

Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.

Проблема воспитания и социализации детей.

Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).

Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.

Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).

В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).

В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.

В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс.

Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга.

Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей

Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.

Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами.

Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания.

Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Медицинские проблемы.

Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела.

Каждый 2-й ребенок рождается с аномалиейразвития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).

В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.

Источник: https://azbyka.ru/deti/nepolnaya-semya-socialno-ehkonomicheskie-problemy

Какая семья считается неполной

К неполным семьям не относятся

В данной статье подробно рассказывается какая семья считается неполнойи все что об этом надо знать. Сфера социальной защиты предусматривает льготы и пособия для поддержки неполных семей, в связи, с чем у граждан часто возникает вопрос: А какая семья считается неполной, и какие льготы полагаются таким семьям?

Правовые аспекты понятия «неполная семья»

По общепризнанному понятию, семья – это объединение людей, проживающих совместно и обладающих определенной степенью родства, связанных духовно, на принципах общего быта, близости и взаимопонимания.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Официальной составляющей семьи, в юридической практике считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке и их дети, в случае их наличия.

Однако нередко происходит так, что те или иные жизненные обстоятельства, такие как развод, смерть, раздельное проживание и т.д. приводят к тому, что семья распадается.

Если в рамках распавшегося брачного союза были рождены дети, то совместное проживание одного из родителей, за которым сохранилось право их воспитания и самого ребенка, признается неполной семьей.

Согласно ГОСТ РФ 52495-2005: «Социальное обслуживание населения», неполной семьей признается семья, а которой детей или ребенка воспитывает один из родителей.

Такое стечение обстоятельств может быть вызвано различными факторами, такими как:

  1. Родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка, имеет статус одинокой матери либо одинокого отца. К этой категории относятся биологические родители и законные представители ребенка, в случае, если в графе свидетельства о рождении отсутствует информация, о родителе. Так же статус одинокого родителя может быть установлен в случае, если факт родства не установлен или оспорен. Менее распространенным снованием возникновения рассматриваемого статуса является усыновление ребенка лицом, не состоящем в браке.
  2. Второй родитель признан судом безвестно отсутствующим либо умершим, о чем имеется соответствующее решение. Согласно ст. 42 ГК РФ, безвестно отсутствующим можно признать супруга, информация о местонахождении которого отсутствует больше одного года. Умершим, согласно ст.45 ГК РФ признается лицо, сведений, о местонахождении которого нет свыше пяти лет. Данный срок может быть снижен до полугода, если имеются доказательства, что человек пропал при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, таких как война либо стихийное бедствие.
  3. Второй родитель скончался и это подтверждается свидетельством о смерти.
  4. Второй родитель лишен родительских прав либо ограничен в них.
  5. Вторым родителем не исполняется обязанность по уплате алиментов и это подтверждается справкой от судебного пристава (исполнителя).
  6. Второй родитель отбывает срок в местах лишения свободы.

Социальная защита неполных семей.

По данным статистики, более 30% семей Российской Федерации являются неполными. Несмотря на то, что в некоторых странах мира этот показатель значительно выше, российские власти считают сложившуюся ситуацию социальной проблемой. На ее решение направлено множество программ, призванных обеспечить повышение сохранности брачных отношений.

Для решения проблем с уже существующими неполными семьями, разработаны отдельные виды привилегий. Для их получения в первую очередь необходимо встать на учет в компетентных органах.

Подтвердить статус неполной семьи можно, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства. Данная процедура не требует предоставления множества бумаг. Достаточно предоставить один из следующих документов:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о смерти супруга, являющегося родителем;
  • решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим либо умершим;
  • решение суда о лишении или ограничении второго родителя родительских прав;
  • справка от службы судебных приставов о неисполнении вторым родителем обязательств по алиментам;
  • справка из органов уголовно-исполнительной системы о сроках и причинах нахождения второго родителя в исправительном учреждении.

Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи.

Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.

К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.

При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.

 В этой статье вы узнали, какая семья считается неполной . Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/kakaya-semya-schitaetsya-nepolnoi-

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.