Кадастровый учет земельных участков под мкд

Кадастровый учёт многоквартирного дома

Кадастровый учет земельных участков под мкд

И. Н. Иванеженкова, редактор газеты “Земельная газета”, г. Брянск С земельными участками, на которых расположены частные дома и у которых есть определённый собственник, всё более или менее понятно.

Но что происходит с землёй, на которой построен многоквартирный дом? Рассмотрим, каким образом осуществляется кадастровый учёт такого участка и что бывает, когда земля под многоэтажным домом остаётся бесхозной. В населённых пунктах земельных участков, на которых расположены многоэтажные жилые дома, сегодня огромное количество, однако оформлены далеко не все из них.

От того, кому принадлежит земля под вашим домом, зависит многое: во-первых, можете ли вы как-то повлиять на благоустройство территории, а во-вторых, особенности уплаты земельного налога.

Оформленный земельный участок под многоквартирным домом — это, по сути, гарантия того, что вы будете видеть из окна своей квартиры уютный, чистый, зелёный двор с детской площадкой и клумбами вместо незаконной парковки или свалки мусора.

Кроме того, использование земельного участка без оформленных в надлежащем виде правоустанавливающих документов на землю считается незаконным (согласно статье 7.1 Кодекса об административных правонарушениях) и может повлечь за собой штраф в размере от 5 до 10 МРОТ.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы в пункте 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 29.12.

2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в дальнейшем будем называть его Вводный закон к ЖК РФ), а также в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) и в иных нормативно-правовых актах.

Согласно Жилищному кодексу РФ земля, на которой построена многоэтажка, принадлежит собственникам квартир этого дома на праве общей долевой собственности, как и прочее общее имущество.

Сюда относятся и все элементы озеленения и благоустройства, находящиеся на участке, а также прочие объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома — детская площадка, парковка, цветники и посаженные деревья, дворовая территория и т.п.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность владельцев квартир в таких домах прописаны в статье 16 Вводного закона к ЖК РФ.

В соответствии с указанной статьей земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всем прилегающим, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) и стоящий на государственном кадастровом учёте, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если же участок не был сформирован до введения в действие ЖК РФ, собственники квартир имеют право обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка. Итак, что вам предстоит сделать. 1. Провести общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома. Необходимость этого действия продиктована требованиями пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен статьями 45-48 ЖК РФ. Инициатором проведения собрания может стать любой законный владелец квартиры этого дома. Если на собрание явилось не менее 50 процентов от общего числа, оно считается состоявшимся. Большинством собравшихся можно принять решение об оформлении земельного участка. Общее собрание должно также уполномочить лицо на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. По результату собрания в обязательном порядке составляется протокол. В постановлении Правительства Москвы от 3 июля 2007 года № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома» приводится перечень необходимых документов и образцы документов, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проходит в очной форме:

  • заявление лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, о формировании земельного участка;
  • схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
  • лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
  • доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке;
  • письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.

Перечень и образцы необходимых документов для проведения собрания в форме заочного ания:

  • заявление лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, о формировании земельного участка;
  • схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания;
  • лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания;
  • доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном порядке;
  • письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного ания.

2. Затем следует обратиться с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в нем. Решение общего собрания даёт право уполномоченному лицу заказать межевые работы. 3.

На основании проведенных землеустроительных работ орган местного самоуправления распорядительным актом (постановлением, распоряжением) утверждает проект границ данного земельного участка. 4. Формирование земельного участка. В Москве ответственным за формирование участка является Департамент земельных ресурсов (ДЗР).

ДЗР заказывает разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Затем этот же орган утверждает проект границ сформированного земельного участка на основании проекта межевания территории; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка. С подготовленным проектом межевания уполномоченное лицо обращается в органы Росреестра для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Итак, после того как земельный участок сформирован и зарегистрирован в кадастре недвижимости, хозяева квартир данного многоэтажного дома автоматически и бесплатно получают его в общую долевую собственность. О том, что земельный участок под многоквартирным домом поставлен на кадастровый учёт, будет свидетельствовать присвоенный ему кадастровый номер. Если вы представили документы как о ранее учтённом земельном участке, то кадастр недвижимости не будет содержать сведения о его границах. Для внесения этих важных сведений в кадастр уполномоченный представитель может обратиться с заявлением о внесении изменений в объект недвижимости, приложив межевой план и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, как было описано выше. Важно иметь в виду, что при уточнении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должны соблюдаться требования пункта 2 части 1 статьи 27 Закона о кадастре, в соответствии с которым площадь земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, полученная в результате осуществления кадастрового учёта, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Источник: https://1k-k.ru/kadastrovyj-uchyot-mnogokvartirnogo-doma/

А ваш земельный участок под мкд. сформирован или образован. правовые последствия поправок. кто теперь в плюсе?

Кадастровый учет земельных участков под мкд

Кажется такая очевидная и понятная тема. Живешь в доме, а значит имеешь долевую собственность в земельном участке под ним.

Но это вовсе не так.

Споры и злопыхания в это сфере, не затихают уже долгое время. И накопили тонны судебных решений, актов, выводов – рассуждений.

Последние весомые и имеющие реальные последствия поправки, как для собственников так и для муниципальных властей. Были приняты 02.08.2019г. посредством ФЗ 267. Который в своем многостраничном теле внес поправки в статью 16 ФЗ 189.

Изменил/поправил он следующие:

-“Формирование” земельного участка (ЗУ), заменил на “Образование“;-Теперь для “Образование” ЗУ не нужен, факт обращения(заявления) собственника помещения в МКД. Обязаны сделать и без него;-Все установленные законом действия совершают органы госвласти или органы местного самоуправления (ОМСУ). И для этого они получили дополнительные права и обязанности.

Чтобы лаконичней “размотать” эту многолетнею проблему. Обратимся к её истокам.

Ещё во времена “до исторического материализма”. Когда наш законодатель принимал Земельный, а затем и Жилищный кодекс. В процессе ввода ” в жизнь”, Жилищного при помощи ФЗ 189 . Он указал, что ЗУ это обще долевая собственностьсобственниковпомещенийв многоквартирном доме.

Но при этом, он не указал(забыл) срок(момент) наступления данного события!

И это породило, свободное толкование данного тезиса, в такой форме. Если МКД твой, то и участок под ним тоже твой.

Но это не так. Как раз в ФЗ 189 и указано, что ЗУ становится обще долевой собственностью, только с момента постановки на кадастровый учет.

Вот так. И то, что ты имеешь недвижимость в этом доме и ходишь по этой земле, ничего перед законом не значит. Это надо понимать.

Ведь право пользования и право собственности. Это совершенно не равноценные вещи.

Право пользования возникает сразу как ты заселился в дом и ходишь по этому участку.

Право собственности – это не только возможность пользоваться, но и распоряжаться, в соответствии с нормами законов конечно.

Для справки уточню. Право собственности в РФ возникает, только после проведения регистрации, а не самого факта покупки объекта.

НО, как раз для земельного участка под МКД сделано исключение. ТУТ не с момента регистрации, а с момента поставки на учет.

Изначально предполагалось, что собственники(жильцы) каким-то образом сами соберутся и подадут заявления. И это при том, что сама эта обще долевая собственность не выделялась в натуре. И в “каком месте” мои метры квадратные было не ясно.

Но сразу возникли “технические” проблемы.

  • У кого-то участок был сформирован сразу под несколько домов.
  • Где-то оформлен в “старых” координатах..
  • Иное.

И вот в августе 2019 решили этот гордиев узел, разрубить посредством поправок в законы.

И заменили “Формирование” на “Образование“. Вроде бы “масло-маслянное”, но не тут то было, последствия оказались зубодробительными и для муниципалитетов и для простых граждан.

Земельный кодекс описывает и поясняет “Образование” в (ст. 11.2).

Суть, участок должен быть выделен, как отдельный объект учета, под один конкретный дом.

А ст.16 п. 4указывает, что

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

И средства (деньги) на эти мероприятия они должны изыскивать сами. Об этом четко говорит ПП 491 – без взимания оплаты с собственников.

И в том, числе и при отсутствии факта обращения самого собственника за этим “образованием”.

ОМСУ в принимают решение, уведомляют об этом собственников (сайт, стенды..).

И игнорировать у них это не получится, потому что в ст.16 п. 4 указано четко:

… В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом .. в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Устранять они теперь это обязаны. К примеру так – провести размежевание конкретного МКД, пойти в суд и прекратить права собственности застройщика, иных лиц владеющих правом собственности до передачи квартир собственникам

А так как сроки не установлены, то это значит, что событие уже наступило. И если не “Образование” не выполнено , это повод обратиться в контролирующие исполнения законодательства органы (прокуратура).

ДА, если “без меня меня женили”. ОМСУ образовали участок под Ваш МКД, а он Вам “не нравиться”. Можно подать в суд, срок давности там от 6 месяцев до 3-х лет, в зависимости как сформулируете иск.

Бремя доказательства при этом ложится на ОМСУ , но лучше самому подготовить аргументацию, опираясь на СНИПы, САНПины и пр.( зоны освещения, парковки, благоустройство ..) .

И в суд идет только собственник, а не УК или ТСЖ, достаточно одного заявления.

Не забывайте (проверяйте) есть кадастровый паспорт, а есть кадастровый паспорт образованного участка.

Можно запросить в кадастровой палате, а можно посмотреть в публичной кадастровой карте.

Свой кадастровый номер узнаете в РОСРЕЕСТРЕ.

Как найдете посмотрите существенные условия:

-Целевое назначение – для эксплуатации .. МКД (не для строительства);-Право собственности – обще долевое (не публичное, федеральное, муниципальное..).

Ну во общем-то все.

Да ПЛЮСы

– Теперь не надо самому “суетиться”. Все организуют и оплатят органы государственной власти.

МИНУСы

После их “помощи” контейнерная площадка может перекочевать с муниципальной земли на вашу. Им теперь ничего не мешает делать карту по своему усмотрению. Согласно ими же и разработанному проекту межевания территории, к примеру квартальному.

Спасибо за внимание.

Если было интересно поддержите пожалуйста лайком и подпиской.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/a-vash-zemelnyi-uchastok-pod-mkd-sformirovan-ili-obrazovan-pravovye-posledstviia-popravok-kto-teper-v-pliuse-5dcd2bc60d78616983a86fba

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. № Д23-1395 “Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом”

Кадастровый учет земельных участков под мкд

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение по вопросу оформления прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Таким образом, Закон № 189-ФЗ связывает момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок с датой осуществления государственного кадастрового учета.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствует четкое понятие “формирование земельного участка”.

Так, подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется в целях строительства. Однако перечень работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, действующим законодательством не установлен.

Кроме того, следует отметить, что требования к описанию местоположения границ земельных участков, установленные законодательством Российской Федерации до и после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) различались.

При этом согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

Вместе с тем при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка местоположение таких границ подлежит уточнению в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, право на общее имущество (в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества) возникает независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество.

Учитывая положения статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона № 189-ФЗ, статьи 23 Закона о регистрации, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

При этом согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 14 февраля 2007 г. № 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, в отношении ранее учтенного земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка с даты его государственного кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности.

При этом в отношении указанного земельного участка могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости в порядке государственного кадастрового учета изменений.

В этой связи необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г.

 № 12-П “По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А.

 Плеханова”, по мнению Департамента недвижимости, собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади ранее учтенного земельного участка, выполняемых в соответствии с утвержденными проектом планировки и проектом межевания.

Кроме того, согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в связи с изменением описания местоположения границ ранее учтенного земельного участка.

Дополнительно считаем необходимым отметить, что в настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дорабатывается проект федерального закона № 455471-5 “О внесении изменений в статьи 11.

2 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – законопроект), который предусматривает упрощение порядка образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Заместитель директораДепартамента недвижимости В.В. Абрамченко

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. N Д23-1395 “Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости и который сформирован до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений.

Если участок не сформирован, собственники вправе обратиться в органы власти с заявлением о его формировании и проведении кадастровых работ. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты осуществления государственного кадастрового учета независимо от факта его госрегистрации.

В данном случае госрегистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении ранее учтенного земельного участка с даты его кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности на него независимо от наличия в кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек его границ.

При этом могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений кадастра в порядке государственного кадастрового учета изменений.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ, выполняемых в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания.

Следует отметить, что в настоящее время ко II чтению в ГД ФС РФ дорабатывается законопроект об упрощении порядка образования земельного участка под многоквартирным домом.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090154/

Блог

Кадастровый учет земельных участков под мкд

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий. 

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке.

Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования.

Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.